Слово Епископа Сарапульского и Можгинского Антония на Секции «Церковь и власть» Третьих сарапульских епархиальных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»

sekciya-cerkov-i-vlast-rozhdestvenskix-chtenij-v-sarapule-011216-2По благословению Преосвященного Антония, епископа Сарапульского и Можгинского 16 ноября и 1 декабря 2016 года прошли III сарапульские епархиальные Рождественские образовательные чтения «1917-2017: уроки столетия».
Епархиальные чтения по традиции были организованы в формате секционных собраний под председательством благочинных и руководителей отделов Сарапульской епархии. Секцию «Церковь и власть» возглавил Преосвященный Антоний, епископ Сарапульский и Можгинский. В рамках данного собрания рассматривались вопросы Церковно-государственного и церковно-муниципального взаимодействия. Для участия в работе этой секции, организованную в зале заседаний Сарапульской городской Думы, были приглашены главы Администраций, депутаты представительных органов, члены общественных советов муниципальных образований.

СЛОВО
ПРЕОСВЯЩЕННОГО АНТОНИЯ, ЕПИСКОПА САРАПУЛЬСКОГО И МОЖГИНСКОГО
на Секции «Церковь и власть» Третьих  сарапульских епархиальных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия»

Уважаемые коллеги! Дорогие братья и сестры!

Сердечно благодарю всех, кто отозвался на приглашение принять участие в Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: уроки столетия». В третий раз общеепархиальные Рождественские чтения проходят в Сарапуле, но в первый раз на ней организована секция «Церковь  и власть». Поэтому, хочу еще раз поблагодарить Главу города Сарапула Александра Александровича Ессена и Председателя Сарапульской городской Думы Сергея Юрьевича Смолякова за помощь в организации не только этой секции, но и чтений.
Менее года назад Святейшим Синодом Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла я был избран на кафедру Сарапульских епископов. За год до моего избрания выборы органов местной власти прошли в городах, а осенью этого года в районах. Отчасти изменился состав руководителей, поэтому опыт управления, опыт взаимодействия с властью, с органами государственного и муниципального управления и большинство из вас, и я получаем вместе, то, что называется «здесь и сейчас».
Ранее, Сарапул с 1868 по 1943 год был епархиальным городом и восстановление кафедры Сарапульских епископов это и акт исторической справедливости: возвращение ему статуса не только культурного и промышленного центра, но и центра духовного.
Епископ – не только одна из степеней священства. Но первая и высшая, так как епископ не только совершает таинства, но от Святых Апостолов, учеников Господа нашего Иисуса Христа, имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные. Про власть епископа пишет апостол Павел Титу: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. I, 5).
В связи с тем, что Сарапульская кафедра не новая, а воссозданная, то напомню некоторых из моих блаженнопочивших предшественников. Про каждого можно рассказывать часами – какие это были яркие личности: святитель Амвросий – первый, и пока единственный святой Русской Православной Церкви, в имени которого упоминается Сарапул. Епископ Михей – блестящий флотский офицер, капитан 1 ранга, принял монашество по совету духовного наставника – Иоанна Кронштадтского, который, в 1904 году, приезжал погостить в Сарапул. Епископ Арсений – воспитывался в семье Государя Императора Александра II. Епископ Мефодий – богослов и филолог, автор русской грамматики и все дети в Российской Империи изучали русский язык по его учебнику. Многие пожилые прихожане еще застали Архиепископов Алексия (Кузнецова) и Иоанна (Боголюбского) который, до закрытия архипастырской кафедры в Сарапуле в составе других архиереев, а их в 1943 году оставалось всего 19, принял участие в Архиерейском соборе для восстановления Патриаршества. К тому времени под управлением епископа Сарапульского находились территории нескольких автономных республик и областей РСФСР на Урале, Поволжье и Сибири.
Причем, даже когда кафедра сарапульских епископов вдовствовала, город не остался без духовного окормления – кафедра была перенесена в Ижевск, и тут я не могу не вспомнить уроженца Каракулинского района — архиепископа Ювеналия; епископа Палладия; митрополита Николая. В отсутствии епископов пастырская нагрузка легла на плечи белого духовенства, а оно в Сарапуле тоже было необыкновенным даже в богоборческие времена: с 1949 года назначен третьим священником, а с 1965 года до 1968 года настоятель Воскресенской церкви — протоиерей Николай Педашенко, член редколлегии «Советской энциклопедии» в 1930-1935 гг. С 1958 года служил в Воскресенской церкви, а в 1978 году становится её настоятелем протоиерей Вячеслав Остроумов, Почетный гражданин города Сарапула, воспитавший несколько поколений священников. Сейчас благочинным Сарапульского округа служит его сын – протоиерей Олег, а секретарём Сарапульской епархии, внук – протоиерей Вячеслав.
Решение о создании Сарапульской епархии было принято  26 декабря 2013 г. и до моего избрания ею руководил епископ Викторин, сейчас митрополит Ижевский и Удмуртский.
Но создание Епархиального управления это не только из действующих священников и мирян сформировать Совет, Суд и Отделы. Создание управления связано с множеством проблем начиная с бытовых. Мало назначить руководителя Отдела, надо обеспечить рабочее место. Работа Епархиального управления была бы невозможна без поддержки органов власти Удмуртской Республики и Администрации города Сарапула.
Федеральный закон Российской Федерации № 327 ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества церковного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» имеет очень широкие рамки. Под его действие попадают не только храмы, но и дома причта, и церковно-приходские школы. И этот пример я хотел бы привести в качестве первого из церковно-государственного и церковно-муниципального партнерства. До событий 1917 года на территории современной Сарапульской епархии было более 100 храмов, два монастыря, Духовное училище, дом епархиального управления, архиерейский дом, более двухсот приходских школ. Доходы храмов Сарапульской епархии обеспечивались не только пожертвованиями, но и земельными участками, у Вознесенского и Троицкого соборов в Сарапуле действовали торговые ряды. Территория выходит за границы бывшего Сарапульского уезда и включает в себя часть Елабужского уезда Вятской губернии и Осинского уезда Пермской. Кстати, вся территория Елабужского уезда ранее относилась к Сарапульской епархии.
Поэтому первая тема которую я хотел бы поднять – имущество, ранее принадлежавшее церкви, и попадающее под действие федерального законодательства. Необходимо соблюсти какой-то баланс интересов. Баланс интересов власти и Церкви в интересах людей. Но, если вдруг какое-то церковное имущество перестало быть востребовано для нужд образования или культуры, то не спешите его продавать, и если вдруг продажа не удалась не доводите до руинированного состояния прежде чем передать Церкви.
Вторая тема – брошенные или переданные Церкви, но руинированные храмы. Уникальность Прикамья, Сарапульской епархии в том, что из всего обилия храмов единицы построены персональными жертвователями – Машковцевы: Покровская церковь в Арзамасцево,  Ижболдины: Воскресенская церковь, Храмы иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Лагуново и Сарапуле, Дедюхины: Благовещенский собор, Шитовы: Храм Двенадцати апостолов, Татарских: Никольский храм в Ершовке, Строгановы: Успенская церковь в Камбарке, вот, пожалуй, и всё. Практически все храмы строили сами прихожане за счет своих пожертвований! А в некоторых селениях их было несколько – три в Каракулино, по две в Мазунино и Камбарке. С одной стороны это развеивает миф о бедности наших крестьян, с другой стороны надо как-то мобилизовать  наших прихожан – ваших избирателей: то, что прадеды строили, а деды разрушали, внукам и правнукам предстоит восстановить. И, кроме того, до того как храмы разрушились их кто-то подо что-то использовал: клуб, школа, предприятие. Призываю правообладателям как-то подумать о возможной помощи. Да, вопрос не юридический, а вопрос нравственный. Но если Российская Федерация объявила себя правопреемником Советского Союза, то и на местном уровне не надо отмежёвываться от решений советских исполкомов закрывавших храмы.
Третья тема вытекает из первых двух и является их продолжением. Большинство храмов Сарапульской епархии или памятники, или являются объектами с признаками историко-культурного наследия, которые в любой момент памятниками могут быть объявлены.  В таком случае эти объекты нуждаются уже не в ремонте, а в реставрации. И особом надзоре. И расходы. многократно превышающие обычные. В следующем году двухсотлетие будет отмечать сарапульская Воскресенская церковь – памятник федерального значения. Из-за статуса памятника клир и причт не могут делать даже самые маленькие, обычные работы по содержанию храма, а вопрос о федеральном финансировании решается со времен приснопамятного Владыки Николая. Но это одно из лиц Сарапула где и приход, и есть какие-то пожертвования. Ситуация с сельскими памятниками в разы сложнее. Проблема усугубляется тем, что для верующих: клира, причта и прихожан это не просто здание, объект недвижимости. А ортодоксальность, неизменяемость Русской Православной Церкви распространяется на вопросы веры и богослужений, а не бытовые условия. То, что в XIX веке туалет с выгребной ямой и дровяные печи были нормой, в XXI  веке не исключает канализации, центрального отопления и/или газового оборудования.
Сарапульское епархиальное управление совместно с администрациями проводит знаковые мероприятия: Сарапульский Казанский крестный ход, День памяти Святителя Амвросия Сарапульского,  Покровская сельскохозяйственная ярмарка. Многие Администрации еще до восстановления Сарапульской епархии заложили замечательные традиции праздников с православными корнями – фестиваль «Высокий берег» в Сарапульском районе, «В гостях у бабушки» Малопургинского района, Фестиваль семей в Каракулино, «Город Надежды» в Сарапуле. Предлагаю интегрировать знаковые городские и районные события в общеепархиальные и использовать их не только как городские, районные и даже республиканские. Активнее использовать, а тем где их нет – выстраивать новые горизонтальные связи. Примером может служить недавно прошедший Открытый епархиальный съезд родителей детей-инвалидов. Только представьте себе – в шестидесяти, ста, двухстах километрах от нас есть люди не видевшие Камы! Это не просто паломничество, а элементарное краеведение. А нам есть чем гордиться и есть что показать.
Развитие горизонтальных связей позволит развивать еще одну тему – грантовое финансирование. В конкурсе «Православная инициатива» могут участвовать и государственные и муниципальные учреждения, но у большинства грантодателей для них запрет. А каждый церковный приход – некоммерческая организация и могут быть очень широкие горизонты сотрудничества. Упомянутый мной Открытый епархиальный съезд родителей детей-инвалидов был проведен Ассоциацией родителей детей-инвалидов базирующимся на площадях Детско-юношеского центра города Сарапула. А в активе у них полтора десятка реализованных проектов на сумму более шести миллионов рублей.  Если говорить про клир Сарапульской епархии то мы крайне ограничены в человеческих ресурсах – всего 57 священников, а у Вас есть работники и образования, и культуры, и спорта, и общественные деятели. Инициативные граждане которым для реализации социально-значимых проектов необходимы средства не предусмотренные бюджетом учреждения.   В первую очередь для духовного, нравственного, патриотического воспитания детей и молодёжи.
По значимости духовного воспитания, нравственности нашей молодежи тема по важности никак не шестая, а архиважная и приоритетная. Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную практику в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» введены модули: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»,  «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Выбор модуля оставлен за родителями. Большинство школ на территории епархии выбирают светскую этику. Когда начинаешь разбираться, то сталкиваешься и с подлогом, когда учитель на родительском собрании просто «забывает» рассказать о других модулях программы предлагая проголосовать за светскую этику под предлогом соблюдения формальных правил. И с манипуляцией: раз у нас есть в классе еврей, татарин, калмык давайте проголосуем так, чтобы никого не обидеть. И с ложью: мы строим светское государство и поэтому должны изучать светскую этику. И с обманом: приобретены учебники, чтобы родителям не пришлось скидываться давайте проголосуем за существующие. И даже административным давлением: «у нас Марья Ивановна человек старых взглядов, чтобы её не расстраивать и у меня (учителя), а, следовательно, у вас и ваших детей  не было проблем давайте проголосуем так». Так что же изучают на курсе светской этики? Приведу две цитаты:  из учебника «Основы религиозных культур и светской этики» [1]: «Добро и зло: «На протяжении многих тысяч лет в мире существовало рабство, когда одни люди находились в собственности других. Рабовладельцы заставляли рабов работать на себя, плохо кормили, могли жестоко избить или даже убить их. Рабы работали, не получая ни платы, ни даже благодарности за свой труд.
Сотни лет в России и других странах существовало крепостное право. Крестьяне, как вещь, принадлежали своему барину. Нередко жестокие помещики издевались над крестьянами, наказывая за любую провинность.» [стр.14]
Нравственные идеалы: «Рыцари в Средние века (XII-XIV вв.) в Западной Европе были воинами, которые несли службу в войсках сеньоров (землевладельцев). От своих сеньоров рыцари получали земли при условии, что они приобретут коня, дорогое вооружение (меч, латы, щит) и, когда понадобится, будут защищать земли своего господина.
Рыцари получали особое рыцарское воспитание, участвовали в турнирах. Рыцарь должен был обладать такими моральными качествами как верность слову, смелость, решительность, благородие, романтическое отношение к женщине (служение прекрасной даме) и др.
На основе рыцарского нравственного образца в XIX в. сложился образ джентльмена.» [стр. 52]»
Это называется светской этикой? На этих примерах мы пытаемся взрастить патриотизм в наших детях?  Поставив знак равенства между рабством и крепостничеством авторы сразу отнесли к категории зло все происходящее в России до 1861 года. Авторы не уточняют, что рабство и крепостное право это не одно и то же. Авторы не уточняют, что не на всей территории России было крепостное право, и даже там, где оно было, оно не всегда было помещичьим. Например, на территории Сарапульского уезда не наберется и трех деревень с крепостными крестьянами. А о сохранившихся признаках благосостояния прикамского крестьянства я уже говорил. Это что за «вещи» такие, что могли единовременно пожертвовать на строительство такие суммы, что сейчас ни одному сельхозпредприятию не по силам? И как после этого относиться к помещикам: Александру Пушкину, Михаилу Глинке, Фёдору Ушакову, Александру Суворову, Петру Чайковскому, Надежде Дуровой…
Зато, вдруг, западное рыцарство становится нравственным идеалом! Не русский помещик граф Лев Толстой или Махатма Ганди, не Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский или Серафим Вырицкий! Те самые джентльмены, что истребляли коренное население Северной Америки, Китая, Индии, Африки и Австралии. Те самые джентльмены, воспитанные на товарно-денежных отношениях, не могли понять русских черносотенцев в 1613 году: «Как сами выбрали себе Царя?». Как не могут понять процессы на Юго-Востоке Украины и Крыма с 2014-го: «Как забесплатно? Как Россия не платит? Как под пули?».
Я, наверное, излишне подробно остановился на вопросе изучения Основ православной культуры, но, правда в том,  что этот предмет не про веру и не про Бога. Это не изучение закона Божия. Это максимально упрощенная для детского понимания культурология. Курс позволяющий лучше понимать то, что построено, написано, нарисовано, сочинено за прошедшее тысячелетие авторами не разделяющими себя от православия. А посему, интересный не только юным представителям народов исторически православным, но и всех наций проживающих в России. Предмет, позволяющий лучше понять русскую культуру, носителями которой все мы в той или иной степени являемся. Культуру, в которой им предстоит жить. В прошедшем столетии нашему Отечеству пришлось пережить нашествие орд освобождённых от «унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью» [2]. А наш народ победил. Победил под руководством человека еще недавно уничтожавшего и храмы и духовенство. Победил после того, как гонения на Церковь были прекращены, а народ вдохновляет «мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» [3]. Светскость образования не означает его бездуховности! И я призываю вас взять под личный контроль деятельность управлений образования, администраций школ при проведении родительских собраний по выбору модуля «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Кроме того, не изучая Основы православной культуры школы лишают своих учеников возможности стать призёрами Всероссийских олимпиад и получить соответствующие льготы при зачислении в ВУЗы предоставляемые победителям по дисциплинам: «литература», «история» и «обществознание».
Конечно, поднятые мной темы затронуты лишь поверхностно и каждая могла бы быть темой отдельного столь представительного совещания. За рамками осталось восстановление Вознесенского кафедрального собора, строительство новых храмов, социального, тюремного, молодёжного служений Церкви, проблемы неоязычества, помощи лицам без определённого места жительства и попавшим в сложную жизненную ситуацию, борьба с абортами и домашним насилием, поддержка многодетных семей, почитание родителей и содержание кладбищ, переименования улиц и перевод населённых пунктов — имён собственных на дорогах Удмуртии. Параллельно с нашей секцией идут обсуждения на секциях: «Традиции православного храмостроительства и архитектурное наследие Сарапульской епархии», «Церковь и литературное творчество», «Церковь и учреждения культуры, национально-культурные объединения: соработничество на благо Отечества», «Церковь и образование», «Туристско-рекреационный кластер «Камский берег». Ресурсы паломнического туризма в Сарапульской епархии», две недели ранее прошли секции «Социального служения церкви», «Церковь и молодежь. Развитие волонтёрского служения».
В завершение прошу высказать суждение о необходимости секции «Церковь и власть» при организации и проведении Рождественских образовательных чтений в Сарапульской епархии и  рассмотреть предложение сформировать совет глав Сарапульской епархий для рассмотрения вопросов церковно-муниципального взаимодействия и собираться не раз в год, а хотя бы раз в квартал.

Спасибо за внимание. Благословение Господне да будет со всеми вами!

  1. Основы Светской этики». 4-5 классы: учебное пособие для образовательных учреждений. — М. Просвещение 2010 — 63 с.: ил. ISBN 978-5-09-024068-0.
  2. Г. Раушнинг «Голос разрушения: Говорит Гитлер», 1940
  3. Выступление И. В. Сталина на параде 7 ноября 1941 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *