Акция памяти «Символ эпохи: Паровоз Ов-3705»

akciya-simvol-epoxi-parovoz-ov-3705-sarapul-031116-17-protoierej-mixail-pimenov3 ноября 2016 года  в городе Сарапуле Удмуртской Республики состоялась акция памяти «Символ эпохи». Акция организована в рамках проекта «Прощание славянки» и посвящена 42 годовщине установки на вечную стоянку у сарапульского железнодорожного вокзала памятника «Паровоз Ов-3705» доставившего в зимой 1919 года эшелон с хлебом от крестьян Сарапульского уезда голодающим Москвы и Петрограда.

В акции приняли участие представители городской Администрации, Музея истории и культуры Среднего Прикамья, общественных и ветеранских организаций, предприятий и школ города. С приветственным словом к собравшимся обратился руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Сарапульской епархии протоиерей Михаил Пименов.
От лица правящего архиерея Преосвященнейшего Антония, епископа Сарапульского и Можгинского он поздравил всех с наступающим  Днем согласия и примирения и праздником Казанской иконы Божией Матери, которые отмечаются 4 ноября. Отец Михаил отметил важность объединения православных людей вокруг общих бед их отзывчивости к чужой боли. Когда сарапульские крестьяне отправляли хлеб в Москву и Петроград, не от собственной сытости, а сострадания к голодающим.
Священник пожелал всем собравшимся Божией помощи в их делах и Покрова Пресвятой Богородицы.

 

Справка:

В 1919 году, центральные губернии России были в кольце фронтов, и отрезанные от основных сырьевых и продовольственных районов. Голод и разруха царили повсеместно, Продовольственный вопрос был предметом обсуждения на партийных конференциях, съездах Советов и комитетов бедноты. Одним из таких съездов явился съезд комбедов Сарапульского уезда, открывшийся 26 января 1919 года в Сарапуле.
Обсудив производственный вопрос, участники съезда единогласно постановили собрать 80000 пудов хлеба бесплатно и отправить его в подарок Москве и Петрограду.
По приезде на места делегаты съезда организовали сбор хлеба. Каждый двор внёс свою долю. Как шёл сбор хлеба, рассказывает телеграмма Сарапульского упродкома В. И. Ленину от 18 февраля 1919 года: « В последних числах минувшего января месяца на уездном крестьянском съезде комитетов деревенской бедноты е г. Сарапуле было постановлено: собрать со всех волостей бесплатно в подарок красному Петрограду и Москве 80000 пудов хлеба, каковой маршрутными поездами, с сопровождающими выборными от волостей, направить немедленно 50 процентов в Ваше распоряжение для пролетариата Москвы и 50 процентов—для пролетариата Петрограда.
До 40000 пудов этого хлеба без всякого принуждения с чьей-либо стороны, на местах уже собрано и мы сейчас посылаем Вам из этого хлеба 20 вагонов. Остальные 20 вагонов будут присланы в непродолжительное время, так как успешность сбора пожертвованного крестьянами хлеба обеспечена».
17 февраля 1919 года со станции Сарапул отправился состав. На одном из вагонов транспарант с  надписю: «Срочный груз Ленину — дарственный хлеб от крестьян Сарапульского уездного съезда комитетов бедноты». В центре состава теплушка с нарами и железной печуркой, здесь разместились проводники хлеба — делегаты А. А. Ардашев, С. Л. Каракулин,  В. П. Красноперов, М. К. Токарев, А. Д. Холмогоров и другие.
Одним из машинистов Ов-3705 в те годы был Василий Мымрин.
Долгих три недели добирался эшелон до Москвы останавливаясь на станциях из-за нехватка: то воды, то топлива для паровоза. Наконец, 11 марта сарапульекий хлеб прибыл в Москву. Один эшелон с 40 тысячами пудов сразу отправили в Петроград. Остальной хлеб сдали под охрану в Москве представителю Наркомпрода. 12 марта, делегацию принял В. И. Ленин. Он тепло и задушевно беседовал с крестьянами, расспросил об отношении крестьян к Советской власти.
Почти две недели пребыла делегация сарапульских крестьян в столице. Были на пленуме Моссовета, где их бурно приветствовали присутствующие. С ответным словом на пленуме выступил А. А, Ардашев. В. И. Ленин высоко оценил патриотический поступок сарапульских крестьян, назвав его «замечательным подвигом».
Спустя годы у профессора Научно-исследовательского института истории языка и литературы Уральского отделения Российской Академии Наук К.И. Куликова возникла идея установить в г. Сарапуле памятник увековечив тем самым замечательный подвиг сарапульских крестьян.
Начались поиски легендарного паровоза. Запрос в МПС принес неутешительный ответ: «В стране все «Овечки» ликвидированы».
Однажды начальник Ижевского отделения дороги А.Т. Зинченко возвращался та отпуска. Проезжая по Тульской области, вдруг увидел из окна поезда паровоз серии Ов. Приехав в Москву, сразу же связался с Тулой. Ему ответили, ‘по это паровоз сахарного завода и завод готовит его к сдаче в металлолом. На завод срочно выехал начальник цеха локомотивного депо И.П. Максимов И точно — «овечка»! Изготовленная в Харькове в 1905 году, вся проржавевшая, а номер тот самый — 3705.
Тульские железнодорожники взялись подготовить паровоз к далекому рейсу. Подняли машину, выкатили колесные пары, подбили буксовые подшипники. Решили по рельсам доставить ветерана в Ижевск. Помощник машиниста В.В. Мышов, машинист-инструктор В. Н. Федотов приняли паровоз, и пошел «ветеран» из Тулы в Сарапул. Впереди — тепловоз, за ним — «овечка». Предельная скорость состава — 25 километров в час.
Ремонтники станции Агрыз, бригада почетного железнодорожника Г.И. Парафина, получили особый заказ: подготовить паровоз к вечной стоянке. Уже в Сарапуле легендарному паровозу вместо стекол вставили металлические листы, покрашенные белой краской, закрыли металлом проем между паровозам и тендером.
В ремонте исторического паровоза, в возведении его на постамент, в благоустройстве прилегаюхцей площади принимали участие многие сарапульские предприятия и организации: СМУ-4, 25-я дистанция пути, радиозавод, электрогенераторный завод, порт, пассажирское автопредприятие.
Паровоз, окруженный фонарями в виде золотых колосьев, стал одним из лиц города Сарапула, его визитной карточкой.
В июне 2006 года руководство Ижевского отделения Горьковской железной дороги решило не производить реставрацию этого паровоза, а заменить его на паровоз серии Эр. Это вызвало массовые протесты жителей города. Была проведена Народная экскурсия в защиту паровоза. В 2009 году паровоз-памятник был отремонтировал силами сарапульских предприятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *