Виктор Ерастов: Сарапульский Казанский крестный ход – нерукотворный памятник

Сарапульский Казанский крестный ход 2016 03По благословению Преосвященного Антония, епископа Сарапульского и Можгинского, и Преосвященного Амвросия, епископа Нефтекамского и Бирского, в продолжение традиции Крестного хода, посвященного чудесному избавлению в 1657 году Сарапула и окрестностей от моровой язвы принесением из села Николо-Березовки иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, состоится Сарапульский Казанский крестный ход. О его подробностях мы попросили рассказать Руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Сарапульской епархии  Виктора Ерастова.

Виктор Сергеевич, икону Святителя Николая сарапульцы и полюбили и ждут. Будет ли Крестный ход  чем-то отличаться от предыдущих?

В этом году Крестный ход будет необычно протяженным по времени – в каждом храме Сарапула икона будет гостить по три-четыре дня. Чудотворная икона Святителя Николая посетит детский дом, колонии и больницы. Отчасти это связано с увеличением храмов в Сарапуле – когда крестный ход возрождался не было ни Благовещенской церкви, ни Серафимовской, а на развалины Покровской церкви мы заезжали с молебном с просьбой помочь в восстановлении, что кстати, и произошло. И закончится крестный ход 2016 года 9 августа Божественной литургией под открытым небом в День памяти Святителя Амвросия, епископа Сарапульского.

Где в этом году горожанам и гостям Сарапула встречать святыню?

Как Вы наверняка знаете, в Сарапуле реализуется проект реконструкции Набережной и доступ к ней будет закрыт с 18 июля. Поэтому, встреча Крестного хода состоится 20 июля в 16 часов на причале ГРК «Старая башня», где по прибытии иконы будет отслужен молебен. Затем иконы Пресвятой Богородицы и Святителя Николая пронесут по улицам Оползина – Труда – через Красную площадь – улицу Раскольникова в Никольскую церковь, где совершится Всенощное бдение.

Крестные ходы явление повсеместное. У наших соседей в Кировской области проходит Великорецкий крестный ход, в Екатеринбурге и у нас в селе Бураново – Царские, недавно по Украине прошел Всеукраинский. Чем отличается наш, Сарапульский?

Сарапульский Казанский Крестный ход и древнее большинства и даже многолюднее Великорецкого. Просто мы его чуть позже восстановили и он пока не так известен. Чудо в Сарапуле – явление массовое, а это едва ли не единственный случай в православии. Чума, или как её называли на Руси — моровая язва — особо опасная инфекция, протекающая с исключительно тяжёлым общим состоянием, лихорадкой, поражением лимфоузлов, лёгких и других внутренних органов. Заболевание характеризуется высокой смертностью  и крайне высокой заразностью. Раньше смертность при бубонной форме чумы достигала 95 %, при лёгочной — 98—99 %.  Даже сейчас, с развитием медицины и фармакологии смертность составляет не менее 5—10 %. Известные пандемии чумы, унёсшие миллионы жизней, оставили глубокий след в истории  человечества с древнейших времён.
Чума это не предание давно минувших дней, это один из видов бактериологического оружия, и в августе 2014 года на Мадагаскаре произошла одна из последних вспышек чумы, в результате которой умерло 40 человек из 119 заболевших.

Но чудотворные иконы, святые источники, мощи святых это же не редкое явление. Они есть по всему миру, где есть христианство.

Когда мы говорим и чудесах и вере, надо вспомнить, что в Священном Писании нет ни единого примера исцеления по неверию или против воли человека. В своем родном городе Назарете, где жители никак не могли взять в толк, «откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем» [Мф. 13, 54—57] Иисус Христос «не совершил там многих чудес по неверию их» [Мф. 13,58]. Чума настолько смертоносное заболевание, что и сама болезнь, а тем более чудеса связанные с избавлением от нее в памяти проходят через века. Поэтому, именно эти случаи увековечиваются в архитектуре храмов и памятниках: грандиозная лестница 124 ступени в честь Пресвятой Богородицы в знак избавления от чумы 1348 года в Базилику Божией Матери Жертвенник Небесный (Basilica Santa Maria in Aracoeli); Церковь Иль Реденторе в Венеции на набережной острова Джудекка в честь благодарения Спасителя за избавление города от эпидемии чумы, которая разразилась в Венеции в 1575—1576 годах; Собор Санта-Мария делла Салюте в Венеции на Гранд-канале в районе Дорсодуро в честь избавления города от чумы 1630—1631 годов; венский чумной столб «Пестзойле», посвященный Троице и украшенный статуями святых и ангелов, за избавление от чумы 1679 года; церковь Карлскирхе, построенная кайзером Карлом IV в Вене в знак благодарности за избавление от чумы 1713 г.; моравском Оломуце стоят два чумных столба: в честь Пресвятой Троицы и в честь Девы Марии в память об окончании Моравского мора 1716 г.
В России первое упоминание о «повальной болезни», по описаниям похожей на чуму, встречаются в летописях 1092 года. Позже «казнь от Бога» упоминается в разных летописях, из чего можно сделать выводы о возникновении вспышек чумы в разных городах. Смертность была настолько высокой, что хоронили несколько человек в одну могилу; вымирали целыми деревнями. При этом случаев чудесного избавления всего два — в 1352 году по молитве Иконе Божией Матери «Знамение»  в Великом Новгороде и в 1657 году Сарапул и его окрестности с принесением чудотворной иконы Святителя Николая из села Березовки в День празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани. Причем, если в Новгороде «многие» получили помощь, то в случае с Сарапулом – выздоровели все, никто больше не заболел и не умер.

Да. Сильны были в вере сарапульцы.

Кто-то скажет, что это чудо, кто-то что совпадение, но на протяжении веков, когда чудо основавшее Сарапульский Казанский крестный ход перешло в разряд преданий и легенд, и саму чуму уже датировали 1600, 1607, 1613 и 1657 годом в Сарапуле при строительстве водонапорной башни были вскрыты «коллективные могилы на Оползине» — и чума, и чудесное избавление от нее сразу перешли в исторически достоверные события. А место современной Никольской церкви на протяжении 400 лет не застраивалось.
Поэтому, когда мы говорим о чудесном избавлении Сарапула от эпидемии моровой язвы отмечаем два момента – чудо и чудо массовое. И, если в других городах мира  память об избавлении от чумы построены храмы, столбы, лестницы, то в Сарапуле памятник не рукотворный – Крестный ход, проводившийся ежегодно с 1657 года с перерывами на Пугачевский бунт и советское богоборчество.

Но сейчас, много атеистов и богоборцев.  Даже люди крещеные и посещающие церковь живут по законам материальным – каждый день надо есть, пить, одеваться, а все стоит денег. Чумы нет. Может ли Святитель Николай помочь в материальных проблемах Сарапула?

Столетиями десятки тысяч верующих собираются в Сарапул на Крестный ход. Статистика сохранила для нас сведения, что в 1910 году при населении города 20 000 человек в Сарапул съехалось 70 000 паломников со всей Российской Империи! Проводившаяся в дни Крестного хода Казанская ярмарка в Сарапуле была одной из крупнейших в Российской Империи. Например, торговый оборот в 1870 году составил 8 миллионов рублей – почти 10 миллиардов в современных ценах! Для примера, розничный товарооборот в 2015 году в Сарапуле составил 13 678,85 миллиона. А весь объем отгруженной сарапульскими предприятиями и предпринимателями продукции, выполненных работ и услуг 20 205,2 миллионов. Печальная статистика. Двухнедельная ярмарка и работающий современный город который стал в пять раз больше по сравнению с концом XIX века.

Организовывать ярмарку? Но сейчас всё такое глобальное, сети магазинов в которых одинаковый ассортимент по всей стране. Есть ли смысл паломникам что-то покупать в Сарапуле?

Вы сами и ответили на свой вопрос. Паломничество – один из видов туризма. Другая проблема, что если до революции паломники после церковной службы шли на ярмарку, то сейчас мы должны предложить какой-то досуг, культурную программу. При обилии гостиниц в Сарапуле конца XIX — начала XX века, в каждом доме, в каждом дворе, размещались по нескольку семей паломников.  Не случайно Зоя Алексеевна Ерошкина в своей автобиографической повести «На реке» о выдающихся, радостных детских воспоминаниях пишет: «Самыми значительными днями в жизни города, а следовательно, и нашей семьи, были дни местного праздника «Казанской»…».

Виктор Сергеевич, а чудеса бывают? Вы можете привести какие-то примеры, ведь нашему Крестному ходу после восстановления уже не один год?

Думаю, что будет не здорово если я начну называть конкретные имена и произошедшие чудеса, все-таки наши горожане если не все знакомы, то все имеют общих знакомых. Большие городские чудеса – восстановление Сарапульской епархии и реставрация Покровского кафедрального собора. Маленьких личных чудес я тоже знаю множество.  В народной поговорке говориться: «К пустому колодцу за водой не ходят!» и все эти столетия, начиная с 1657 года «сарапульский колодец» ни разу не был пустым. Господь, молитвами Пресвятой Богородицы, Святителя и Чудотворца Николая, помогает каждому к нему обратившемуся – достаточно лишь послушать разговоры паломников, когда во время Сарапульского Казанского Крестного хода к чудотворной иконе Святителя Николая приходят не только с мольбой о ходатайстве, но и благодарностями – чудеса исцеления, дарования детей, мира в семье, помощи детям, устранения проблем, происходят не где-то и когда-то, а здесь и сейчас.

Большое спасибо за интервью. Встретимся на крестном ходе!

 

Беседовала Ольга Рассомахина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *