В Сарапуле прошли торжества посвященные 150-летию городской пожарной службы и 25-летию МЧС России

11 декабря 2015 года с парада Пожарного обоза начались торжества посвященные 150-летию организации пожарной службы в Сарапуле и 25-летию МЧС России. После парада состоялись показательные выступления ПЧ-13, были представлены экспонаты из музея пожарной охраны и конкурсные работы молодёжи Сарапула. Продолжился праздник торжественной частью с праздничной программой, где лучшие творческие коллективы города в ДК Радиозавода показали свои номера.
150 лет пожарного дела Сарапул Удмуртия

Со сцены Дворца культуры ветеранов противопожарной службы и действующих огнеборцев поздравили Начальник ГУ МЧС России по Удмуртской Республике генерал-майор П.М. Фомин, заместитель Председателя Правительства Удмуртской Республики А.Н. Сивцов, Глава города Сарапула А.А. Ессен, Глава Сарапульского района И.В. Асабин, Председатель Сарапульской городской Думы С.Ю. Смоляков, руководители предприятий, учреждений города и республики. В торжествах принял участие руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Сарапульской епархии В.С. Ерастов.
Особо восторженно зрители восприняли новость о том, что памятник архитектуры федерального значения – пожарная каланча, в следующем году отмечающая 130-летие, попала в программу реставрации и уже ближайшие месяцы строители приступят к работе на ней, и, подарок Генерального директора ОАО «КБЭ XXI века» В.А. Уланова – автомобиль УАЗ.
Закончились торжества праздничным фейерверком из 150 залпов.

Справка:
Сохранились архивные документы. по которым можно установить основные моменты по истории пожарной охраны г.Сарапула. Первые такие сведения содержатся в записке сарапульского городничего Василия Дурова к отчету за 1852 г., где в частности говорится: «штатной пожарной охраны не состоит, а есть только два конюха по найму получают оба жалования 60 рублей серебром в год… Для тушения пожаров собираются сами жители по составленному расписанию, заключающемуся в том, кто и с чем обязан являться на пожар в случае тревоги». После ряда опустошительных пожаров стало ясно, что без постоянной штатной численности профессионально обученных людей, достаточного количества пожарного инвентаря, с огнем справиться было сложно и, зачастую пожары принимали затяжной и катастрофический характер.
Николай Блинов в своей книге «Сарапул и Среднее Прикамье» отмечает, что в 1869 году в Сарапуле было жилых домов 1158, а каменных, входивших в их число, всего 37. Остальные же постройки были деревянные и представляли собой несомненно большую угрозу от пожара. К середине XIX века, по итогам четвертой ревизии, в городе проживало 30 тысяч человек.
В 1884 году наряду с профессиональной пожарной командой в городе было образовано Вольное пожарное общество. Действительными членами в общество вступило 12 человек, а почетными членами – 35 человек. Вступительный взнос составлял 244 рубля.
Вольное пожарное общество просуществовало до революции 1917 года.
14 февраля 1886 года было принято решение о постройке специального помещения для городского пожарного обоза – пожарной каланчи.
Вопрос встал о месте строительства. Дума разрешила строить на самом высоком месте – на бывшей Троицкой площади, неподалеку от которой располагалась пристань, хлебные амбары, кожевенные мастерские и особняки купцов.
Для строительства каланчи из Перми прибыли многочисленные баржи с выдержанным сухим лесом, готовой древесиной, кирпичом, известью, металлом, другими стройматериалами. Одновременно в Сарапул прибыл большой отряд инженеров, мастеров, строителей. А из деревень уезда стали приходить в город малоземельные крестьяне, чтобы подзаработать на стройке.
Подрядчик Драгунов сдержал слово – в течение одного года построил пожарную каланчу. В 1887 году состоялось городские торжества, посвященные окончанию ее сооружения. Сарапульцы по праву могли гордиться: такого крупного пожарного депо не было даже в губернских городах, да и по всей России сооружений подобного типа и масштаба насчитывалось лишь несколько.
Здание пожарной каланчи обошлось городу в 19688 рублей 11 копеек.
Построена она в русско-византийском стиле; имя архитектора до сих пор точно не выяснено. На первом этаже находится манеж с восемью большими двустворчатыми воротами, на втором этаже были квартиры пожарных с семьями и пожарного мастера. Третий, четвертый и пятый этажи – это сама башня, наверху которой – смотровая площадка. На крыше смотровой площадки был установлен флюгер. Который даже при малейшем ветре показывал его направление.
С северной и южной стороны смотровой площадки располагались кронштейны, на которых при подходе парохода к пристани вывешивались квадратные знаки, указывающие откуда пришло судно. Ночью их заменяли фонари. Город условно делился на четыре части. При пожаре на башне звенел набатный колокол, вывешивались круглые шары, указывающие в какой части возникло загорание. Теперь такой атрибутики нет.
26 августа 1889 года № 3599, губернатор издал распоряжение о передаче в ведение городского общественного управления всего пожарного обоза и пожарных служителей.
Уроженец города Сарапула Всеволод Максимович Истомин постоянно проживавший в Варшаве. Пожертвовал городу для усиления пожарного обоза две новые пожарные машины на трехколесных ходах, оказавшихся по испытанию очень хорошими. По этому поводу Городская Дума постановила выразить Всеволоду Истомину благодарность, а на машины прикрепили металлические доски с обозначением «Всеволода Истомина».
К началу XX века Сарапул стал крупным торгово-промышленным центром Прикамья. Он имел удельную контору, окружной суд, архиерейскую кафедру; был культурным центром края. В Сарапуле в 1907 году было 2200 жилых домов, из них каменных – 132, полукаменных – 41, а деревянных (наиболее пожароопасных) – 2000.
В 1899 году в Сарапуле была установлена телефонная сеть, протяженностью более 12 вёрст. В неё входили телефонные аппараты с микрофонами; они были установлены в домах богатых купцов и в общественно-значимых учреждениях. Телефон был проведен и в пожарную часть.
Большой вклад в противопожарное обеспечение города внес городской голова Павел Башенин (1868-1910), под руководством которого в городе было начато строительство хозяйственно-противопожарного водоснабжения.
В 1910 году был построен новый водопровод с чугунными трубами, длиной 12 вёрст (прим. 12,8 км), который имел фильтр американской системы. Также этому в не меньшей мере способствовало то, что в черте города были построены водонапорная башня, а на берегу Камы – водокачка, а также электростанция с американскими двигателями на 300 киловатт.
В 1911 году сарапульскую пожарную охрану возглавил А.Н.Самарин – один из первых дипломированных специалистов пожарного дела в России – выпускник Санкт-Петербургских курсов пожарных техников.
В 1935 году в городе появляется первый пожарный автомобиль, и через два года приобретаются еще два ПМГ-3. По документам на 1946 год в Сарапульской ГПК имелся автонасос ГАЗ-АА, переделанный под цистерну, мотопомпа с/х типа и грузовик ГАЗ-АА. Штат – 93 единицы.
1 августа 1983 года пожарная охрана военизирована – СВПЧ-13 (начальник Глухов Л.А.) и 17 августа 1992 года объединена в отряд – ОГПС-3 по охране города Сарапула.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *