Музей истории и культуры Среднего Прикамья в новой форме сотрудничества с Русской Православной Церковью

Великий Пяток в Благовещенском монастыре Сарапул Плашаница 290416С началом богоборчества за время коммунистического правления из двадцати храмов Сарапула сохранилась только Воскресенская церковь. Как правило, соборы, церкви и монастыри разрушались варварски, с глумлением над православными святынями. Книги, иконы сваливались в кучу и сжигались, ломалась церковная утварь, а останки епископа Мефодия (Великанова) комсомольцы извлекли из могилы в Вознесенском соборе и кругами волокли по земле на Красной (Соборной) площади. Настоящим мужеством надо было обладать, чтобы во время этой Великой Смуты сохранять для потомков культурное наследие. В жернова репрессий попадали не только духовенство, православные миряне, но и профессиональные историки, и краеведы. Однако, в фондах Сарапульского музея удалось сохранить часть убранств разрушенных храмов и монастырей: иконы, скульптуры, плащаницы, богослужебные книги, священнические облачения и церковную утварь. В начале 90-х годов прошлого века, когда начался процесс возвращения храмов верующим, часть этого богатства были переданы из фондов Музея Сарапульскому благочинию. Поскольку, даже сейчас, спустя двадцать пять лет окончания богоборчества, далеко не все храмы обладают необходимым комплектом икон и утвари для совершения уставных богослужений. Особенно это касается новых и сельских храмов, так как напрямую зависят от благосостояния прихожан.
Великая Пятница в православной традиции посвящена воспоминанию распятия и крестной смерти Спасителя. Центральным моментом богослужения Великой Пятницы является чин выноса плащаницы, на которой изображено положение Господа Иисуса Христа во гроб.
Удивительное событие удалось пережить сестрам возрождающегося в Сарапуле Благовещенского монастыря во время богослужения Великой Пятницы 2016 года, когда иерей Павел Шадрин вынес Плащаницу из алтаря и установил в центре храма. Плащаница была изготовлена в иконописной и золотошвейной мастерских Сарапульского Благовещенского общежительного монастыря в 1910-11 годах и с 1923 года хранится в фондах Музея истории и культуры Среднего Прикамья откуда возвращена в возрождающуюся обитель для богослужения.
Перед тем, как Плащаница была возвращена в музей руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Сарапульской епархии Виктор Сергеевич Ерастов рассказал собравшийся об истории Сарапульского женского Благовещенского общежительного монастыря и его монахинях-искусницах: «Сарапульский Благовещенский общежительный женский монастырь был организован Указом Священного Синода 135 лет назад, в 1881 году из женской Общины сестер трудолюбия. Рукоделие послушниц монастыря славилось далеко за пределами Вятской губернии. Работы монастырских златошвеек, представленные монастырем в 1893 году на Всемирной Колумбийской выставке в Чикаго, получили бронзовую медаль и почетный диплом. В 1904 г. по результатам Первой всероссийской выставки монастырских работ Благовещенский монастырь “за отличное исполнение рукоделий” был награжден дипломом и малой серебряной медалью. На память о посещении Благовещенского монастыря в Сарапуле Иоанн Кронштадтский был одарен монастырскими золотошвейками комплектом священнического облачения».
Монахини возрождающегося Благовещенского женского монастыря в Сарапуле, Древлехранитель Сарапульской епархии благодарят за предоставленную для богослужения Великой Пятницы Плащаницу: Игоря Владимировича Манылова – начальника Управления культуры и молодёжной политики Администрации города Сарапула, Сабину Валерьевну Креклину – директора Музея истории и культуры Среднего Прикамья, Марину Александровну Шитову – Главного хранителя Музея истории и культуры Среднего Прикамья, Вердиеву Светлану Валерьевну — хранителя фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья.

Фото иллюстрации Караванова Евгения Геннадьевича

Новость и фотоальбом на сайте возрождающегося Благовещенского монастыря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *